Стандарт проектного управления банкротством
Скачать PDF ➝
Преамбула
Стандарт проектного управления банкротством (далее — Стандарт) разработан в соответствии с положениями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — Закон о банкротстве) с учетом правоприменительной практики с целью унификации методологических правил и практических подходов к управлению проектами по делам о несостоятельности (банкротстве).
  • Цель Стандарта
    Формализация проектного подхода в банкротстве для повышения эффективности процедур, минимизации юридических, экономических и управленческих рисков, ускорения процессов и повышения прозрачности взаимодействия между всеми сторонами.
  • Задача Стандарта
    Обеспечить единообразие и транспарентность управленческих процессов в делах о банкротстве, соблюдая баланс интересов всех участников и ориентируясь на достижение максимального экономического результата
от реализации активов и иных действий в рамках проекта.
  • Основные принципы Стандарта:
    • Системное и поэтапное управление процедурами банкротства;
    • Рациональное распределение ролей и ответственности;
    • Защита интересов сторон с учетом вариативности их целей;
    • Внедрение лучших практик и технологий управления.
Сфера применения Стандарт распространяется на проекты, связанные с банкротством российских юридических и физических лиц, реализуемые как российскими, так и иностранными кредиторами, а также может применяться внутри организацийдолжников любой формы собственности, независимо от стадии процедуры.

Настоящий Стандарт не заменяет и не подменяет положения законодательства о несостоятельности (банкротстве) и иных нормативных правовых актов. Его положения носят методологический и рекомендательный характер и применяются в части, не противоречащей обязательным требованиям закона. Использование Стандарта допустимо только при соблюдении установленных судебных процедур и процессуальных сроков, а также в рамках полномочий, предусмотренных для участников процедуры банкротства.

Актуализация Стандарта осуществляется по мере необходимости — при существенных изменениях законодательства или правоприменительной практики, но не чаще одного раза в год.
Термины и определения
Банкротство — признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

Банкротство как проект — управляемый процесс применения методов, инструментов и практик проектного менеджмента к процедуре несостоятельности (банкротства), направленный на достижение установленных законом целей банкротства в рамках установленных сроков, бюджета и правовых ограничений;

Внешнее управление (ВУ) — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

Конкурсное производство (КП) — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

Проект — целенаправленная деятельность по достижению запланированных результатов в условиях ограниченности материальных, финансовых, трудовых и временных ресурсов;

Управление банкротством как проектом — применение методологий, инструментов и практик проектного менеджмента к процессу банкротства для достижения его целей в рамках установленных сроков, бюджета и законодательных требований;

Управление людьми в проекте банкротства — комплекс мероприятий по формированию, организации и координации работы проектной команды с целью эффективного достижения задач процедуры банкротства;

Финансовое оздоровление (ФО) — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Мировое соглашение (МС) — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

Стейкхолдеры — физические и юридические лица, чьи интересы, права или обязанности прямо или косвенно затрагиваются процедурой несостоятельности должника;

Стратегия банкротства — согласованный и структурированный план действий, определяющий целевую модель прохождения процедуры несостоятельности (банкротства) с учетом финансового состояния должника, интересов кредиторов и иных участников, правовых ограничений, сроков и внешних факторов. Она формируется на основе анализа 3 рисков, возможностей и ресурсов, с целью максимизации экономического эффекта, обеспечения правовой устойчивости и соблюдения баланса интересов сторон;

Риски реализации стратегии в банкротстве — потенциальные угрозы, которые могут привести к отклонению от запланированных целей процедуры банкротства, ухудшению финансового положения должника, снижению удовлетворения требований кредиторов или возникновению дополнительных правовых и репутационных проблем;

Стратегические показатели в банкротстве — набор ключевых метрик, позволяющих оценить эффективность выбранной стратегии в рамках процедуры несостоятельности;

Тактические задачи в банкротстве — конкретные, краткосрочные действия, направленные на реализацию стратегических целей процедуры несостоятельности;

Факторы влияния — внутренние и внешние условия, которые могут существенно воздействовать на ход процедуры банкротства;

KPI (Ключевые показатели эффективности) — числовые измеримые показатели проекта, которые помогают измерить степень достижения целей, результативность и эффективность выполняемой работы.
Список сокращений
АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;

АУ — Арбитражный управляющий;

ВАС РФ — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

ВС РФ — Верховный Суд Российской Федерации;

ВУ — Внешнее управление;

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации;

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

ЕГРИП — Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

ЕГРЮЛ — Единый государственный реестр юридических лиц;

ЕФРСБ — Единый федеральный реестр сведений о банкротстве

Закон о банкротстве; Закон — Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации;

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

ФНС России — Федеральная налоговая служба;

ФУ — Финансовый управляющий;

ЦБ РФ — Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
ИНН — Идентификационный номер налогоплательщика;

КДЛ — Контролирующее должника лицо;

КоАП — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

КП — Конкурсное производство;

КС РФ — Конституционный суд Российской Федерации;

КУ — Конкурсный управляющий;

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации;

МС — Мировое соглашение;

ОГРН — Основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

Росреестр — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

РТК — Реестр требований кредиторов;

РСБУ — Российские стандарты бухгалтерского учета;

СРО — Саморегулируемая организация;

ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации;

ФО — Финансовое оздоровление;
Блок 1.
Общие положения о проектном управлении в банкротстве
I. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Банкротство как проект
Это управляемый процесс применения методов, инструментов и практик проектного менеджмента к процедуре несостоятельности (банкротства), направленный на достижение установленных законом целей банкротства в рамках установленных сроков, бюджета и правовых ограничений.
Управление банкротством как проектом
Это применение методологий, инструментов и практик проектного менеджмента к процессу банкротства для достижения его целей в рамках установленных сроков, бюджета и законодательных требований. Этот подход позволяет структурировать процедуру, минимизировать риски и обеспечить прозрачность действий.
Менеджер проекта определяется Стейкхолдерами с учетом специфики проекта.
II. СТРАТЕГИЯ
Данный раздел стандарта обеспечивает понимание стратегических целей и задач, которые будут использоваться в рамках проектного управления в банкротстве. Он также помогает минимизировать риски и обеспечить достижение долгосрочных результатов.

Стратегия банкротства

Это набор ключевых метрик, позволяющих оценить эффективность

выбранной стратегии в рамках процедуры несостоятельности.

II. СТРАТЕГИЯ
Методология выбора стратегии банкротства требует комплексного подхода, сочетающего финансовый и юридический анализ, учет внешних факторов влияния и интересов стейкхолдеров, оценку рисков и последствий их реализации. Ключевое значение имеет объективная диагностика состояния компании и гибкость в адаптации к меняющимся условиям. Правильный выбор стратегии позволяет не только минимизировать убытки, но и сохранить стабильность хозяйственного оборота.
Целью является выбор наиболее оптимальной стратегии реализации проекта банкротства, в результате которой должны быть решены следующие задачи:
  • Определены стратегические цели;
  • Выбран подход к реализации стратегии;
  • Определены риски реализации выбранной стратегии;
  • Определены показатели измерения результата достижения стратегических целей;
  • Разработана система мониторинга и отчетности результатов выбранной стратегии банкротства
1. Определение стратегических целей
Выбор стратегических целей в банкротстве зависит от анализа текущего финансового состояния хозяйствующего субъекта, прогноза восстановления платежеспособности и интересов сторон
Для целей настоящего стандарта принимается следующая градация стратегических целей в банкротстве:
  • Восстановление платежеспособности должника (если это возможно);
  • Максимизация удовлетворения требований кредиторов;
  • Сохранение бизнеса как действующего предприятия (если это целесообразно);
  • Ликвидация активов и расчеты с кредиторами в случае невозможности восстановления платежеспособности.

Возможными критериями приоритезации целей при выборе стратегии являются:

  • Степень влияния на удовлетворение требований кредиторов.
  • Ресурсоёмкость (время, бюджет, человеческие ресурсы и др.).

Основой методологии выбора стратегических целей в банкротстве является анализ финансового состояния должника, регламентированный ст.70 Закона о банкротстве.

Важно отметить, что каждый участник процедуры банкротства имеет свою мотивационную модель, которая влияет на определение стратегических целей:
  • Кредиторы:
    Действуют в собственных интересах с целью получения полного удовлетворения своего требования.
  • Арбитражный управляющий
    Действует в интересах должника, кредиторов и общества, проводит процедуру банкротства должника в соответствии с законодательством.
  • Контролирующие должника лица (КДЛ):
    Действуют в собственных интересах с целью минимизации собственного риска быть привлеченными к какому-либо виду ответственности, в том числе в пользу должника и/или кредиторов.
  • Юристы, консультанты, эксперты, организаторы торгов, электронные площадки:
    Оказывают юридические и иные услуги лицам, участвующим в деле о банкротстве.
  • Регуляторы:
    Надзирают за соблюдением законности и предпринимают меры по привлечению к ответственности участвующих в банкротном деле лиц, совершивших противоправное деяние
  • Контрагенты:
    Участвуют в правоотношениях с должником в ходе банкротной процедуры.
На первом этапе финансового анализа проводится диагностика платежеспособности должника, выявляются внутренние и внешние причины кризиса хозяйствующего субъекта, оцениваются денежные потоки, структура активов, наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, прочие факторы.

На втором этапе финансового анализа производится моделирование сценариев (оптимистичный, пессимистичный, базовый) для оценки потенциала восстановления платежеспособности.

Алгоритм выбора стратегии может включать в себя такие методы анализа, как SWOT-анализ, PEST-анализ и иные (см. Приложение №1).
Основными принципами разработки стратегии в банкротстве являются:
  • Обеспечение прозрачности и подотчетности;
  • Минимизация потерь для всех заинтересованных сторон;
  • Учет долгосрочных последствий принимаемых решений;
  • Учёт интересов стейкхолдеров.

Выбор стратегии осуществляется на основании сравнения вариантов достижения поставленной цели.
Критериями, влияющими на определение стратегических целей, являются:


Финансовое состояние


→ Наличие ликвидных активов;

→ Размер текущих и потенциальных обязательств;

→ Наличие и состояние аффилированных к должнику лиц;

→ Источники финансирования процедуры банкротства.



Организационно-правовые особенности должника


→ Масштабы деятельности должника (объемы производственной деятельности, численность персонала, наличие опасных производственных объектов и другое);

→ Наличие особого статуса (стратегическое, градообразующее, иное);

→ Рынки, на которых должник осуществляет свою деятельность;

→ Наличие законодательных ограничений;

→ Наличие дополнительных негативных факторов;



Стейкхолдеры и внешняя поддержка


→ Поддержка учредителей;

→ Интересы кредиторов и иных участников;



Временные ресурсы и возможность реализации


→ Сроки: наличие времени для реализации стратегии.




Дополнительные критерии для отдельных категорий должников:
А. Для градообразующих предприятий:
  • Сохранение социальной инфраструктуры (детские сады, жильё для сотрудников).
  • Минимизация социальных последствий (сокращение безработицы, поддержка местного бюджета).
Б. Для сельскохозяйственных предприятий:
  • Учёт сезонности при реализации активов (например, продажа техники после сбора урожая).
  • Сохранение земельных ресурсов для будущего использования.
В. Для кредитных организаций:
  • Защита вкладчиков и соблюдение нормативов ЦБ РФ.
  • Поэтапная ликвидация активов для предотвращения паники на рынке.
Для формирования стратегии необходимо не только соблюдение критериев, но и постановка цели проекта.
01

Реабилитационная (восстановительная) цель
может быть реализована через следующие процедуры банкротства:
А. Финансовое оздоровление
процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

Включает в себя:
  • Разработка плана реструктуризации долгов;
  • Поиск инвесторов или новых источников финансирования;
  • Оптимизация бизнес-процессов для повышения эффективности.
02

Дефолтная (ликвидационная) цель
может быть достигнута посредством:
А. Финансовое оздоровление
Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Включает в себя:
  • Инвентаризация и оценка активов должника.
  • Реализация имущества должника.
  • Удовлетворение требований кредиторов.

Пример матрицы выбора стратегии банкротства см. Приложении №2.
2. Стратегические риски
Риски реализации стратегии в банкротстве – это потенциальные угрозы, которые могут привести к отклонению от запланированных целей процедуры банкротства, ухудшению финансового положения должника, снижению удовлетворения требований кредиторов или возникновению дополнительных правовых и репутационных проблем. Эти риски возникают на всех этапах банкротства и требуют тщательной оценки и управления.

Стратегия должна быть гибкой и предусматривать механизмы экстренного реагирования. Игнорирование рисков увеличивает вероятность перехода процедуры в стадию принудительной ликвидации.
Виды рисков:
  • 1. Экономические
    Действуют в собственных интересах с целью получения полного удовлетворения своего требования.
  • 2. Юридические
    Действует в интересах должника, кредиторов и общества, проводит процедуру банкротства должника в соответствии с законодательством.
  • 3. Репутационные
    Действуют в собственных интересах с целью минимизации собственного риска быть привлеченными к какому-либо виду ответственности, в том числе в пользу должника и/или кредиторов.
  • 4
    Методология управления рисками в банкротстве описана в блоке 3 настоящего стандарта.
3. Стратегические показатели
Стратегические показатели в банкротстве – это набор ключевых метрик, позволяющих оценить эффективность выбранной стратегии в рамках процедуры несостоятельности. Они служат для контроля выполнения целей (реабилитационной или дефолтной) и своевременной корректировки планов. Эти показатели отражают финансовое, операционное и юридическое состояние должника, а также риски, связанные с реализацией стратегии.

Стратегические показатели должны быть измеримыми и релевантными целям банкротства (ликвидация ≠ восстановление).
Для целей настоящего стандарта могут быть приняты следующие ключевые показатели эффективности (KPI):

  • Уровень удовлетворения требований кредиторов;
  • Сроки выполнения процедур банкротства;
  • Эффективность использования активов;
  • Расходы на процедуру банкротства;
  • Степень восстановления платежеспособности (если применимо).

Мониторинг и отчетность ключевых показателей эффективности (KPI) в банкротстве включает в себя:

  • Оценку достижения стратегических целей;
  • Корректировку стратегии в случае отклонений от плана;

Перечень программного обеспечения, которое может быть применимо при управлении банкротными проектами, в том числе для оперативного контроля и анализа стратегических пользователей в Приложении №3.


Менеджер проекта или иное заинтересованное лицо в зависимости от целей и стратегии самостоятельно избирает необходимый набор метрик. Для управления реализацией стратегии банкротства и системного оценивания эффективности проекта, KPI по каждой метрике рассчитывается следующим образом:


KPI = фактический результат ÷ план (цель) × 100%.


Для финансовых показателей рекомендуется формировать план и результат в стоимостном выражении (в рублях).

Если показатель выражается через соотношение расходов и доходов, применяется следующая формула:


Коэффициент рентабельности проекта = (Общие расходы на процедуру ÷ Доходы от реализации имущества) × 100%


Целевым ориентиром является минимизация данного показателя – чем ниже отношение расходов к доходам, тем выше эффективность проекта банкротства.

III. Тактические задачи
Данный раздел стандарта обеспечивает понимание конкретных задач, которые необходимо выполнить на каждом этапе процедуры банкротства. Он помогает структурировать процесс управления проектом и обеспечивает достижение стратегических целей.

Тактические задачи в банкротстве

Это конкретные, краткосрочные действия, направленные на реализацию стратегических целей процедуры несостоятельности. Они носят операционный характер, имеют четкие сроки и измеримые результаты, а также согласуются с Законом о банкротстве и решениями арбитражного суда.

Виды рисков:
1. Краткосрочность
выполняются в рамках отдельных этапов процедуры (наблюдение, конкурсное производство и т.д.);
2. Конкретность
направлены на решение узких проблем (например, инвентаризация активов, сокращение издержек);
3. Измеримость
результат можно оценить количественно (например, сумма проданных активов, процент сокращения долга);
4. Подчиненность стратегии
поддерживают достижение стратегических целей (сохранение бизнеса, максимизация выплат кредиторам).
Общие тактические задачи являются стандартными и применимы к любому проекту независимо от сферы его реализации
Специальные тактические задачи
это комплекс целенаправленных действий, разрабатываемых и реализуемых в рамках конкретной процедуры банкротства, с учётом её правового содержания, стадии проведения, а также стратегических интересов участников. Эти задачи формируются индивидуально для каждой процедуры и направлены на достижение ключевых целей, предусмотренных Закона о банкротстве.

Целью процесса является детализация выбранной стратегии банкротства до уровня конкретных задач.
01

Общие тактические задачи
может быть реализована через следующие процедуры банкротства:


Разработка расписания проекта


→ Составление списка работ;

→ Определение взаимосвязи между работами проекта;

→ Проведение оценки длительности работ проекта;

→ Определение и утверждение графика привлечения ресурсов, необходимых для выполнения проекта;

→ Определение и документирование расписания проекта;

→ Утверждение базового календарного плана проекта.



Формирование команды проекта


→ Определение потребности в привлеченных специалистах, с учетом ограничений Закона о банкротстве;

→ Определение требуемых компетенций;

→ Рынки, на которых должник осуществляет свою деятельность;

→ Привлечение сотрудников в команду проекта.


Управление людьми в банкротном проекте описано блоке 4 настоящего стандарта.



Формирование бюджета проекта и источников финансирования


→ Определение и документирование структуры статей бюджета проекта, позволяющая контролировать затраты на проект в ходе его реализации;

→ Определение плановой стоимости всех ресурсов проекта (материальных и человеческих) с учетом всех известных ограничений на их использование;

→ Определение стоимости выполнения работ проекта;

→ Утверждение базового бюджета проекта;

→ Определение источника финансирования проекта.



Коммуникация с заинтересованными сторонами


→ Регулярное информирование о ходе процедуры;

→ Учет мнений и предложений кредиторов, работников и других участников процесса;

→ Взаимодействие с уполномоченными органами и органами государственного управления.


01

Общие тактические задачи


Кредиторы


Роль:

Основные заинтересованные стороны, чьи требования должны быть удовлетворены в рамках процедуры банкротства.


Интересы:

Максимизация возврата средств, прозрачность процесса, соблюдение очередности выплат.



Формирование команды проекта


Роль:

Юридическое лицо, в отношении которого инициирована процедура банкротства.


Интересы КДЛ могут быть:

Сохранение бизнеса (если возможно), минимизация потерь, защита прав.

Исключение ответственности за причиненные убытки, минимизация риска привлечения к субсидиарной ответственности.



Должник ФЛ


Роль:

Физическое лицо, в отношении которого инициирована процедура банкротства.


Интересы:

Социальная реабилитация и максимальное сохранение активов.



Арбитражный управляющий


Роль:

Лицо, назначенное судом для управления процедурой банкротства. Руководитель проекта.


Интересы:

Соблюдение законодательства, выполнение задач в установленные сроки, минимизация рисков.



Покупатель


Роль:

Лица, заинтересованные в приобретении активов должника или инвестировании в его бизнес.


Интересы:

Приобретение активов на выгодных условиях, минимизация рисков.


IV. Стейкхолдеры
Данный раздел стандарта обеспечивает понимание ролей и интересов всех заинтересованных сторон, что позволяет эффективно управлять их ожиданиями и минимизировать конфликты в процессе банкротства.

Стейкхолдеры (заинтересованные стороны) в банкротстве

это физические и юридические лица, чьи интересы, права или обязанности прямо или косвенно затрагиваются процедурой несостоятельности должника. Их взаимодействие, требования и решения влияют на ход процесса, распределение активов и итоговый результат.

II. СТРАТЕГИЯ
Эффективное управление стейкхолдерами снижает риски судебных споров, ускоряет процедуру и повышает шансы на достижение целей банкротства. Игнорирование их интересов наоборот может привести к затягиванию процедуры несостоятельности и возникновению новых конфликтов.
01

Основные стейкхолдеры


Кредиторы


Роль:

Основные заинтересованные стороны, чьи требования должны быть удовлетворены в рамках процедуры банкротства.


Интересы:

Максимизация возврата средств, прозрачность процесса, соблюдение очередности выплат.



Формирование команды проекта


Роль:

Юридическое лицо, в отношении которого инициирована процедура банкротства.


Интересы КДЛ могут быть:

→ Сохранение бизнеса (если возможно), минимизация потерь, защита прав.

→ Исключение ответственности за причиненные убытки, минимизация риска привлечения к субсидиарной ответственности.



Должник ФЛ


Роль:

Физическое лицо, в отношении которого инициирована процедура банкротства.


Интересы:

Социальная реабилитация и максимальное сохранение активов.



Арбитражный управляющий


Роль:

Лицо, назначенное судом для управления процедурой банкротства. Руководитель проекта.


Интересы:

Соблюдение законодательства, выполнение задач в установленные сроки, минимизация рисков.



Покупатель


Роль:

Лица, заинтересованные в приобретении активов должника или инвестировании в его бизнес.


Интересы:

Приобретение активов на выгодных условиях, минимизация рисков.


Матрица влияния/интереса для всех категорий стейкхолдеров (пример)
Матрица помогает систематизировать взаимодействие и минимизировать конфликты, обеспечивая фокус на ключевых участниках процесса.
Пояснения:

  • Уровень влияния – способность стейкхолдера влиять на ход процедуры.
  • Уровень интереса – степень заинтересованности стейкхолдера в результатах банкротства.
  • Приоритет – важность учета интересов группы при управлении проектом.
02

Управление ожиданиями стейкхолдеров

A. Идентификация ожиданий:

  • Проведение анализа интересов и ожиданий каждой группы стейкхолдеров.
  • Учет приоритетов (например, соблюдение очередности выплат кредиторам).

Б. Коммуникация:

  • Регулярное информирование стейкхолдеров о ходе процедуры банкротства.
  • Использование различных каналов коммуникации (собрания, отчеты, электронная почта).

В. Управление конфликтами:

  • Выявление и разрешение конфликтов между стейкхолдерами;
  • Использование переговоров и медиации для достижения консенсуса;
  • Обращение за судебной защитой.
V. Факторы влияния
Данный раздел стандарта позволяет учитывать ключевые факторы, которые могут повлиять на успех процедуры банкротства, и своевременно адаптировать стратегию для минимизации рисков и достижения целей проекта.
01

Внутренние факторы


Финансовое состояние должника


→ Наличие ликвидных активов;

→ Размер и структура задолженности;

→ Возможность восстановления платежеспособности.



Организационная структура должника



→ Наличие квалифицированного персонала;

→ Эффективность управления бизнес-процессами;

→ Готовность к изменениям.



Репутация должника


→ Влияние на отношение кредиторов и инвесторов;

→ Возможность привлечения иных источников финансирования.



Качество управления


→ Компетентность арбитражного управляющего;

→ Готовность команды к реализации плана финансового оздоровления.


02

Внешние факторы


Экономическая ситуация


→ Состояние экономики;

→ Уровень инфляции и процентные ставки;

→ Доступность финансирования для восстановления бизнеса.



Правовая среда



→ Изменения в законодательстве о банкротстве;

→ Соблюдение правовых норм всеми участниками процесса;

→ Возможность судебных споров между кредиторами.



Репутация должника


→ Спрос на активы должника;

→ Конкуренция на рынке;

→ Возможность продажи бизнеса как действующего предприятия.



Политическая ситуация


→ Влияние государственной политики на отрасль деятельности должника;

→ Риски санкций или ограничений;

→ Господдержка



Технологические изменения



→ Внедрение новых технологий, которые могут повлиять на бизнесмодель должника;

→ Возможность использования цифровых платформ для продажи активов.


03

Факторы, связанные с заинтересованными сторонами


Поведение кредиторов


→ Готовность к компромиссам;

→ Активность в процессе банкротства;

→ Влияние на репутацию должника.



Технологические изменения



→ Возможность забастовок или судебных исков в случае нарушения трудовых прав;

→ Влияние на репутацию должника.



Действия инвесторов


→ Готовность инвестировать в бизнес должника;

→ Условия, на которых инвесторы готовы участвовать в процессе.


04

Управление факторами влияния


Мониторинг факторов:


→ Регулярный анализ внутренних и внешних факторов;

→ Использование аналитических инструментов для оценки изменений.



Адаптация стратегии:



→ Корректировка плана в зависимости от изменений факторов влияния;

→ Разработка альтернативных сценариев развития.



Коммуникация с заинтересованными сторонами:


→ Информирование о возможных изменениях и их последствиях;

→ Учет интересов всех сторон при принятии решений.


Блок 2.
управление людьми
Управление людьми в проекте банкротства
Это комплекс мероприятий по формированию, организации и координации работы проектной команды с целью эффективного достижения задач процедуры банкротства.

Управление людьми предусматривает рациональное распределение ролей и ответственности между участниками процесса, учет необходимых компетенций, навыков и интересов всех вовлеченных сторон, а также обеспечение прозрачной коммуникации и контроля внутри команды.
I. Цели и задачи управления людьми
Цель управления людьми
обеспечение наличия у проекта банкротства квалифицированных специалистов и их эффективного взаимодействия в рамках реализации проекта.
Основными задачами являются:
Формирование команды проекта – привлечение специалистов с необходимыми компетенциями для реализации проекта;
Определение ролей и ответственности – создание RACI-матрицы – структурированного инструмента визуализации и распределения ролей участников в рамках проекта;
Создание системы мотивации и вознаграждений – разработка справедливой и прозрачной системы оплаты труда и бонусов, направленной на достижение проектных целей;
Выявление необходимости процедур обеспечения безопасности для каждого члена команды;
Контроль и оценка эффективности – установление KPI для участников команды, отслеживание выполнения задач и корректировка состава и обязанностей при необходимости;
Поддержание коммуникации – обеспечение отчетности и информационных каналов для согласования действий.
Определение ограничений для каждого члена команды при осуществлении своей деятельности;
II. Принципы управления людьми
Управление людьми в рамках Стандарта основывается на определенных принципах, включающих в себя:
Профессионализм
привлечение лиц, обладающих подтвержденной квалификацией и опытом участия в процедурах банкротства и/или смежных проектах.
Разделение полномочий
четкое определение ролей, зон ответственности и уровней принятия решений для каждого участника проекта.
Гибкость
возможность перераспределения задач, обновления состава команды и корректировки ролей в случае изменения стратегии или внешних условий.
Соответствие процедуре
структура команды и её задач, соответствующая стадии банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение).
Юридическая обоснованность
оформление всех отношений и полномочий в рамках действующего законодательства, включая Закон о банкротстве.
Ориентированность на результат
внедрение системы мотивации и KPI, направленных на достижение целей стратегии банкротства.
Прозрачность
обеспечение понятных и формализованных процедур координации, обмена информацией и фиксации результатов деятельности.
III. Этапы управления людьми
Основные этапы управления людьми в проекте включают в себя:


Определение потребности


→ Анализ задач, определенных стратегией проекта;

→ Формирование перечня необходимых компетенций;

→ Оценка трудозатрат по этапам процедуры.



Формирование команды



→ Назначение менеджера проекта;

→ Привлечение необходимых специалистов;

→ Оформление необходимой документации;

→ Адаптация и введение в проект новых членов команды.



Распределение ролей и обязанностей


→ Составление и утверждение матрицы ответственности (RACI);

→ Назначение ответственных за каждый блок проекта (торги, отчетность, юридическая поддержка и др.);

→ Интеграция задач в календарный план проекта.



Контроль исполнения



→ Установление периодичности отчетности по каждому участнику;

→ Определение контрольных точек и точек корректировки проекта;

→ Промежуточный анализ KPI.



Мотивация участников проекта



→ Определение форм мотивации (фиксированная, переменная, комбинированная);

→ Разработка системы бонусов за достижение ключевых KPI;

→ Установление критериев оценки индивидуального вклада участника;

→ Обеспечение прозрачности расчета вознаграждение и системы обратной связи;

→ Регулярный пересмотр системы мотивации с учетом этапа проекта и изменения задач.



Завершение участия



→ Подведение итогов работы участников;

→ Оформление закрывающих документов;

→ Оценка эффективности и составление внутреннего заключения о деятельности команды.


Помимо основных этапов управления людьми также необходимо уделить внимание таким аспектам, как:
Предотвращение и разрешение конфликтов
Мотивация и KPI
Риски и безопасность
Предотвращение и разрешение конфликтов
Конфликты между участниками проекта разрешаются в следующей последовательности:
  • 1. Выявление причины
    Через совещание (иную форму групповой коммуникации) или сообщение менеджеру проекта в индивидуальном порядке;
  • 2. Медиативная стадия
    Обсуждение разногласий в рамках проектной команды;
  • 3. Привлечение стейкхолдеров
    При затяжных конфликтах или системных
  • 4. Замена участника
    При невозможности продолжения сотрудничества. Рекомендуется вести журнал конфликтных ситуаций и решений, как элемент внутреннего контроля качества управления проектом.
  • Рекомендуется вести журнал конфликтных ситуаций и решений, как элемент внутреннего контроля качества управления проектом
Мотивация и KPI
Мотивация участников команды в рамках проекта управления банкротством представляет собой инструмент стимулирования результативной работы, направленной на достижение стратегических и тактических целей проекта.
принципы системы мотивации:
Прозрачность
понятные основания назначения и расчета мотивации, отражённые в регламентах;
Справедливость
учёт объема и сложности задач,
а также степени влияния участника на результат;
Устойчивость
увязка вознаграждения с достигнутым результатом, а не формальными действиями;
Соразмерность
обеспечение баланса между мотивацией, затратами проекта и интересами кредиторов.
формы мотивации
1. Фиксированная
Предусмотрена договором или иным соглашением сторон;
2. Переменная
Устанавливается на основании достижения индивидуальных и командных KPI. В данном случае KPI рассчитывается следующим образом:
KPI = (Фактический результат + Плановый результат) х 100%;
3. Нематериальная
Комплекс стимулов, которые не связаны напрямую с денежным вознаграждением, но удовлетворяют социальные, психологические и профессиональные потребности;
4. Долевая
В отдельных случаях возможно согласование мотивации в виде доли от достигнутой экономии, дохода от реализации имущества или взысканных средств.

источники финансирования мотивации могут включать:

  • Средства, предусмотренные в составе текущих платежей;
  • Вознаграждение арбитражного управляющего
  • и его перераспределение внутри команды;
  • Привлечённые инвестиции;
  • Экономия бюджета проекта по сравнению с плановыми затратами;
  • Иные поступления, не нарушающие режим расходования конкурсной массы.
Риски и безопасность
Управление проектом банкротства требует тщательного выявления и учета рисков и ограничений для каждого участника команды.

При реализации проекта банкротства каждый специалист сталкивается с разными видами рисков – юридическими, организационными, профессиональными и личными – и руководителю проекта важно заранее идентифицировать эти риски и принять меры для их минимизации.
для целей стандарта все риски условно делятся на следующие категории:


Юридические риски


Возможность наступления ответственности или санкций вследствие нарушения законодательства или процедур. Сюда относятся как гражданско-правовые риски (возможность взыскания убытков, предъявления исков), так и административные(штрафы, дисквалификации), в определенных случаях имеют место уголовно-правовые риски.



Организационные риски



Угрозы, связанные с внутренней организацией работы проекта. К ним относятся несогласованность действий между членами команды, дефицит ресурсов (временных, финансовых), недостатки

планирования и коммуникации.



Профессиональные риски


Вероятность ошибок, связанных с уровнем компетенции, опытом или добросовестностью специалиста. Сюда входят риски профессиональных ошибок (например, юридическая ошибка при подготовке иска, неверная оценка имущества, бухгалтерская неточность в отчётности) и риски, связанные с репутацией и лицензиями (отзыв лицензии оценщика или аттестата арбитражного управляющего при нарушении стандартов, дисциплинарные взыскания со стороны СРО и пр.). Управление данной категорией рисков включает обучение, подбор квалифицированных кадров и внутренний контроль качества работы.



Этические и поведенческие риски



Риски, связанные с недобросовестным поведением участников проекта. Сюда относятся действия, совершаемые умышленно в ущерб процедуре или её участникам: сокрытие информации, разглашение конфиденциальных сведений, злоупотребление полномочиями, лоббирование интересов аффилированных лиц, саботаж. Также включаются действия, создающие конфликт интересов и подрывающие доверие между членами команды. Управление данной категорией рисков включает проведение проверки благонадёжности (compliance check), подписание кодексов профессиональной этики, организацию каналов обратной связи для фиксации нарушений, а также незамедлительную реакцию на инциденты – вплоть до отстранения

от проекта с внесением в журнал нарушений.



Личные риски



Риски, затрагивающие личную безопасность, здоровье и благополучие членов команды. Важно обеспечивать такие условия, при которых каждый член команды чувствует себя защищённым физически и психологически.


IV. Субъектный состав участников проекта в банкротстве
  • Субъектный состав
    Участников проекта формируется в зависимости от этапа и вида процедуры банкротства, состава активов, входящих в имущественную массу, и их особенностей, выбранной стратегии реализации проекта.

    Участники проекта могут быть как внутренними (входить в структуру должника или менеджера проекта), так и внешними (привлеченные на договорной основе).
  • Управление людьми
    Предполагает включение в проект участников, обладающих необходимыми компетенциями, ресурсами и полномочиями для достижения целей процедуры банкротства.
  • Формировании команды
    При формировании команды проекта учитывается наличие у должника действующих сотрудников с соответствующими компетенциями. Привлечение внешних специалистов допускается лишь при отсутствии у должника необходимых ресурсов либо при наличии обоснованной необходимости. При этом не допускается дублирование функционала работников должника и замещение их обязанностей без документального подтверждения целесообразности.
Матрица влияния/интереса для всех категорий стейкхолдеров (пример)
Состав команды подлежит документированию и отражается в структуре проекта
Состав команды подлежит документированию и отражается в структуре проекта. Вся информация об участниках вносится в реестр участников проекта – формализованный перечень всех лиц, задействованных в реализации проекта банкротства, с указанием их ролей, компетенций, полномочий и сроков участия.


Привлечение участников проекта осуществляется с соблюдением следующих ограничений:

  • Отсутствие у лица конфликта интересов или аффилированности;
  • Соответствие требованиям законодательства (например, членство в СРО, наличие лицензии);
  • Документальное оформление полномочий;
  • При необходимости – согласование с собранием кредиторов, комитетом кредиторов или судом
V. Особенности управления людьми в ходе реализации проектов в банкротстве
Для целей настоящего Стандарта под членами команды для управления проектом понимаются лица, непосредственно участвующие в процессе реализации проекта.
Особенностями управления людьми в проекте банкротства являются:
Дифференциация степени личной ответственности участников проекта;
Высокий риск наступления административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности;
Высокая степень осведомленности участников проекта о внутренних процессах;
Отличие внешней (официальной) роли участника проекта от внутренней роли в команде при реализации проекта;
для целей стандарта все риски условно делятся на следующие категории:


Наблюдение


Команда включает бухгалтера, аудитора, юриста, работников должника. Задачи – организация сбора документов, инвентаризация активов и обязательств, подготовка первичной отчетности.



Финансовое оздоровление



К уже сформированной ранее команде дополнитель привлекаются специалисты по реорганизации, финансовые консультанты. Команда отвечает за разработку и реализацию плана восстановления платежеспособности, оптимизацию бизнеспроцессов и переговоры с кредиторами

и собственниками.



Внешнее управление


К работе подключаются менеджеры по операционной деятельности, маркетингу, инвестициям, работе с проблемными активами. Команда арбитражного управляющего координирует реструктуризацию компании, продажу непрофильных активов и привлечение инвесторов.



Конкурсное производство



Команда расширяется за счет оценщиков и экспертов по организации торгов. Задачи – подготовка имущества к продаже, проведение аукционов, контроль расчетов с кредиторами и отчетность по полученным средствам.



Мировое соглашение



Формируется группа переговорщиков (юристов, представителей должника и представителей кредиторов). Главная цель команды – разработка и согласование условий мирового соглашения, контроль соблюдения обязательств.


Made on
Tilda